С 2012 года в РФ действует программа развития пенсионной системы страны до 2030 года. Высшая школа экономики провела конференцию, на которой были обсуждены проблемы в пенсионной сфере и, в том числе, результаты выполнения этой программы.
Вот, что сказали эксперты:
40% утраченного заработка и до 3 прожиточных минимумов пенсионера должна составлять пенсия по результатам действия программы, но к 2019 году — наоборот, стало хуже, чем в 2012 году: было 36,8%, стало 33,2% заработка; было 191,2%, стало 176,4% прожиточного минимума;
выросший срок выхода на пенсию не улучшает эту ситуацию, и к 2030 году, в лучшем случае, пенсионер будет получать 34% от утраченного заработка;
повышение возраста выхода на пенсию противоречит целям и не было предусмотрено программой; это действие правительства должно было повысить размер пенсий, но через 10 лет он снова будет снижаться — придётся принимать новые меры;
пенсионная система имеет гендерные перекосы: в Пенсионный фонд РФ от работающих мужчин поступает 59% взносов, а пенсионеры-мужчины получают лишь 36% от выплат фонда;
число россиян, которые могут получать страховую пенсию может уменьшиться: выросло количество граждан занятых нестандартно и неформально; зарплаты очень низкие; выросли требования к стажу и величина индивидуального пенсионного коэффициента;
доходы Пенсионного фонда РФ снижаются: изменилась структура населения — растёт число пожилых, малая рождаемость, снизился фонд оплаты труда на предприятиях; внебюджетные фонды снизились из-за антикризисных мер правительства; действуют бюджетные ограничения, уменьшающие возможность софинансирования пенсий государством;
внутренний пенсионный долг государства не признаётся и не может быть проверен или измерен из-за непрозрачных методик: расчёта тарифов, стратегий индексации пенсий, расчётов распределения доходов, финансовой устойчивости и достаточности резервов ПФ РФ;
аудит Пенсионного фонда РФ проводится самим ПФ РФ и его детали не раскрываются даже Госдуме РФ, хотя при проверке Счётной палатой уже выявлены нестыковки между системами учёта Пенсионного фонда РФ и данными Налоговой, МВД и ЗАГСа;
краткосрочные прогнозы, на которые делает упор ПФ РФ при своих расчётах, исходные данные, которые при этом не фиксируются и отсутствие внешнего аудита — всё вместе это ведёт к возможной потере долговременной устойчивости всей экономики России.
Материал сделан на основе данных конференции «Российская пенсионная система в контексте долгосрочных вызовов и национальных целей развития» Высшей школы экономики и материалов Forbes, РБК, Коммерсант.