Мы стремимся предоставить вам актуальную и полезную информацию о финансовых продуктах, помочь вам осознанно подойти к выбору финансовых услуг и найти оптимальное решение для своих нужд.
Предложение в экономике – это не просто объём товаров на рынке. Его величина определяется целым рядом параметров, которые необходимо учитывать при запуске и развитии бизнеса. Расскажем, что такое предложение в экономике, от чего зависит, как его анализировать, чтобы избежать убытков.
Предложение – что это такое
Термин предложение в экономике обозначает объём товаров и услуг, который производители готовы изготовить и выставить на продажу по определённой цене. Это понятие тесно связано с деньгами. Экономисты оценивают предложение с помощью графика, который показывает, сколько продукта поступает на рынок по разным ценам. Используя эту шкалу, можно получить ответ и на другой вопрос: какая должна быть цена продукции, чтобы побудить производителя предлагать её в достаточном количестве.
Индивидуальным – объём поставок от одного производителя.
Рыночным – общее число одного товара (или услуги) на прилавках города, региона, страны, всего мира.
Закон предложения
Прямую связь между ценой и объёмом товара в продаже называют законом предложения. Он гласит: при других равных условиях с повышением цен предложение возрастает, со снижением – сокращается. Это объясняется здравым смыслом: производителю выгоднее изготовить и продать свой продукт дороже.
Закон спроса и предложения – это экономическое понятие, отражающее, как изменяется цена для достижения равновесия между предложением и спросом на товары (или услуги).
Для производителя цена служит стимулом к повышения предложения, но она не может расти бесконечно. Сдерживающий фактор – желание и возможности покупателя. Чем больше стоит товар, тем меньшее количество приобретёт потребитель. Чтобы не упустить прибыль, фермер (промышленник) переходит на выпуск категории продукта с более высокой ожидаемой ценой. Так саморегулируется рыночное равновесие между спросом и предложением.
Примеры предложения в рыночной экономике
Рассмотрим на примерах из жизни, как цена и спрос влияют на предложение:
Перед Пасхой резко возрастает спрос на куриные яйца. Люди готовы больше платить, и птицефабрики выдают на прилавки существенно больший объём этого товара по увеличенной цене.
В период пандемии новой коронавирусной инфекции резко подорожали медицинские маски. Жёсткие требования к соблюдению масочного режима привели к выраженному повышению спроса и, соответственно, цен на эти изделия. В результате изготавливающие их предприятия увеличили обороты, также появились новые производители - предложение масок значительно возросло.
Дефицит во времена позднего СССР. Даже в условиях плановой экономики закон предложения продолжал действовать. Неоправданная фиксация низких цен на многие товары первой необходимости опустошила магазинные прилавки. В то же время, на «чёрном» рынке их можно было купить, но существенно дороже.
Формула
Чтобы рассчитать величину предложения, складывают все единицы одного товара, поступившие в продажу. Значение рыночного предложения составляет сумму всех индивидуальных по интересующей территории. Для количественной оценки степени эластичности изменение величины предложения продукта (в процентах) делят на процентное изменение его цены.
Кривая предложения
Прямую связь между ценой и предложением нагляднее всего представить в графической форме. Вертикальная ось отображает ценовой диапазон. Горизонтальная показывает количество продукта, которое производители готовы продать по той или иной цене.
Кривая предложения
При увеличении предложения кривая смещается вправо, при сокращении – влево. Его величина может изменяться из-за ряда факторов, о которых речь пойдёт ниже.
Что такое эластичность
Согласно закону предложения в экономике, повышение цены увеличивает объём товара на рынке. Но степень восприимчивости продавца к изменению цен бывает разной. Чувствительность производителя продукта к этому фактору определяется ценовой эластичностью предложения. Если небольшое повышение цены приводит к существенному увеличению продукта на рынке, говорят об эластичном предложении. Когда предложение мало изменяется в ответ на ценовые изменения, его называют неэластичным.
Эластичность предложения в первую очередь зависит от времени, за которое производитель сможет отреагировать на повышение цен. Другие значимые факторы влияния – степень загрузки производственных резервов компании, тип и срок хранения товара.
Например, предложение фермера, выращивающего томаты, в текущем и краткосрочном периоде будет неэластичным. Даже при высокой цене он не сможет предложить больше, чем есть в этом сезоне – чтобы вырастить овощи, нужно время. В случае низких цен ему также придётся продать весь товар сразу. Помидоры – скоропортящийся продукт, их реализацию нельзя существенно задержать в ожидании более выгодных условий продажи. Однако в долгосрочном периоде предложение помидоров может стать эластичным: наш фермер подготовится к следующему сезону (например, приобретёт дополнительный земельный участок, оборудование) и вырастит гораздо больше томатов.
От чего зависит величина предложения
Кроме цены готового продукта, на предложение влияют другие определяющие факторы:
Цены на ресурсы для выпуска товаров и услуг – материалы, человеческий труд и прочие. Чем они меньше, тем ниже издержки на производство продукта и, соответственно, себестоимость. Экономия на сопутствующих затратах позволяет выпустить дополнительные единицы товара, повысить предложение. И наоборот, повышение цен на ресурсы сокращает предложение.
Технологии. Внедрение научных достижений также снижает затраты на выпуск единицы продукта за счёт увеличения производительности труда и иных факторов. Применение высоких технологий повышает предложение.
Налоги, субсидии. Повышение налогов увеличивает издержки и снижает предложение. Субсидирование действует наоборот.
Цены на прочие товары. Например, снижение цены на куриное мясо может побудить производителя увеличить предложение яиц.
Ожидания. В связи с большим урожаем пшеницы сельхозпроизводители могут задержать её вывоз в ожидании будущего повышения цены. Это снизит текущее предложение.
Количество продавцов. Чем больше производителей того или иного товара, тем выше его предложение.
Как анализировать
Анализ предложения включает сбор и оценку следующих минимальных сведений о компаниях-конкурентах:
количество в регионе;
виды предлагаемых товаров и услуг;
расценки.
Это нужно, чтобы оценить рентабельность бизнеса, сформировать оптимальные цены. Обилие компаний, предлагающих аналогичный вашему продукт, и слишком высокая цена сделают предприятие неконкурентоспособным, а чересчур низкая не компенсирует издержки. Отсутствие конкурентов может свидетельствовать о низком спросе на данную продукцию.
Для поиска конкурентов используйте сайты-агрегаторы и другие онлайн-сервисы – Сравни.ру, Яндекс.Услуги, Booking.com, SimilarWeb. Изучите предложение найденных компаний – для этого удобно внести интересующие параметры в таблицу.
***
Предложение – это термин в экономике, обозначающий количество заданного продукта в продаже по определённой цене.
Величина предложения прямо зависит от цены.
На размер предложения влияют и неценовые факторы – число конкурентов, стоимость ресурсов, применение высоких технологий и прочие.
Чтобы избежать потерь, перед открытием бизнеса, запуском в производство нового продукта необходимо проанализировать предложение конкурентов.
Минимальное количество отказов и мгновенный перевод на любую карту. Доступно частичное погашение с пролонгацией договора на новый срок. В праздники действуют специальные предложения.