Кредо: разбираться в сложных вещах и рассказывать о них просто. Пишет о финансах с душой и заботой о читателе. Любовь к деталям и техническое образование привносят скрупулезность в каждый текст.
В этой статье мы расскажем, куда и каким образом лучше отправить жалобу на микрофинансовую организацию: какие органы отвечают за разные области деятельности МФО, в каких случаях направлять жалобу, заявление, обращение.
По статистике центробанка, в последнее время на микрофинансовые организации стали жаловаться чаще: по сравнению с первым полугодием 2020 года, с января по июнь 2021 года, жалоб поступило на четверть больше, хотя общее количество обращений в Банк России снижается. Например, в отношении банков и других кредитных организаций отмечено сокращение почти на треть.
Жалоба на МФО: куда адресовать?
В саму микрофинансовую организацию.
Финансовому омбудсмену.
В СРО МФО (саморегулируемую организацию).
В Банк России.
В Роспотребнадзор.
В ФАС (антимонопольное ведомство).
В ФССП.
В прокуратуру.
В полицию.
Жалоба в МФО
Сначала обратитесь в саму микрофинансовую организацию, к которой у вас есть претензии — в службу поддержки, на горячую линию, к менеджерам. Есть вероятность, что проблемы, которые возникли — результат недоразумения или ошибки. Попробуйте решить всё «мирным» путём. На всякий случай, фиксируйте все переговоры (аудиозаписи, скриншоты переписки в чате, копии писем), это может пригодится при обращении в другие инстанции.
Форма обратной связи есть не на всех сайтах МФО, но какие либо контакты службы поддержки должны быть в любом случае
Эта служба рассматривает жалобы имущественного характера, грубо говоря — касающиеся денежных параметров договора займа. Контакты и ссылка на сайт финомбудсмена обязательно должны быть указаны на сайте МФО.
Нажмите «Подать обращение» и ответьте на несколько вопросов перед тем, как ваша жалоба будет зарегистрирована
Перед тем, как финансовый омбудсмен примет в работу вашу жалобу, вы должны отправить претензию в МФО по утверждённой форме. Есть регламентированные сроки: если с момента нарушения прошло не более 180 дней, МФО должна вам ответить в течение 15 рабочих дней, если больше — в течение 30 дней.
СРО (саморегулируемая организация) — это объединение МФО, которое отвечает за самые разные аспекты работы своих участников, в том числе за нарушения, и жалоба обязательно будет рассмотрена. В РФ действует три СРО МФО.
Найти к какой СРО относится конкретная МФО можно в списке документов на официальном сайте микрофинансовой компании — эти данные должны быть там в обязательном порядке.
Банк России является регулятором микрофинансового рынка и имеет специальное подразделение по работе с жалобами и обращениями — Службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг.
Подайте жалобу на специальной странице, выбрав формат, в котором хотите обратиться. Доступны, как письменная жалоба на МФО — онлайн, так и голосом или в чате. Те, кому это удобно, могут даже записаться на личный приём.
Подать жалобу на МФО в Роспотребнадзор
Если действия микрофинансовой организации нарушают Закон о защите прав потребителей (введение в заблуждение при заключении договора, начисление неправомерных штрафов или комиссий, искажение информации о реальных условиях займа, навязывание услуг), то Роспотребнадзор — подходящая инстанция для подачи заявления.
Выберите форму, по которой хотите подать обращение: с авторизацией через Госуслуги или без неё.
Электронное заявление для подачи обращения через Роспотребнадзор
Обратитесь с жалобой в ФАС
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обязана принять обращение, когда МФО в рекламе указывает недостоверную, вводящую заёмщиков в заблуждение информацию (заниженная процентная ставка, неверные условия, обещание выдачи подарка).
В этой службе тоже можно воспользоваться возможностью отправки обращения онлайн — переходите по ссылке https://fas.gov.ru/approaches/new
ФССП: жалоба на МФО — в каких случаях?
Эта служба следит за деятельностью коллекторов и тех кредиторов, которые взыскивают долги собственными силами. Если МФО нарушает закон при взыскании задолженности — жалуйтесь в ФССП.
Эта служба тоже имеет собственный раздел по работе с обращениями граждан онлайн: перейдите по ссылке https://fssp.gov.ru/form/ и подтвердите согласие с тем, что вы ознакомлены с регламентом, порядком и нормами законов.
Заявление в прокуратуру
Прокуратура РФ следит за тем, как выполняется законодательство, и если вы уверены, что кредитор нарушает какой либо закон, обратиться к прокурору — подходящий способ пожаловаться на МФО. Особенно, это касается случаев когда вы обнаружили, что ваш кредитор не состоит ни в одной СРО или отсутствует в реестре микрофинансовых организаций ЦБ РФ.
Форма подачи обращения в прокуратуру на портале Госуслуги
Заявление на МФО в полицию
Если у вас есть факты, подтверждающие мошеннические действия со стороны МФО. МВД примет к рассмотрению ваше заявление только в этом случае или в совсем криминальных, например, при причинении вреда здоровью или порче имущества при взыскании. В остальных — должны разбираться соответствующие компетентные органы, перечисленные выше.
***
В завершение хочется повторить сказанное в самом начале: прежде чем писать жалобы и обращения во все указанные выше инстанции, попробуйте решить свою проблему прямым взаимодействием с МФО. Ошибки и недоразумения случаются, возможно, это ваш случай.
Минимальное количество отказов и мгновенный перевод на любую карту. Доступно частичное погашение с пролонгацией договора на новый срок. В праздники действуют специальные предложения.